Сайт Фомиченко Ольги Анатольевны воспитателя детского сада №2 "Солнышко", с. Малые Дербеты.
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе по ознакомлению детей с творчеством художников – иллюстраторов Ю.Васнецовым и Е.Чарушиным на тему: «Кто рисует картинки в книжках?».Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе по ознакомлению детей с творчеством художников – иллюстраторов Ю.Васнецовым и Е.Чарушиным на тему: «Кто рисует картинки в книжках?».
Цель: дать детям представление о творчестве художников –иллюстраторов детской книги. Задачи: Дать представление о творчестве Ю.А.Васнецова и Е.И.Чарушина. Развивать умение выделять средства выражения и отличия рисунков разных художников. Развивать художественное восприятие иллюстраций. Формировать интерес к детской книге.
Интеграция образовательных областей: 1. Познавательное развитие – формировать представление как о предмете таковом, и как о творении человеческой мысли, и результате трудовой деятельности. 2. Речевое развитие – приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, развивать связную речь, совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы, обогащать словарь: художник, творчество, ярмарка, иллюстрации, анималист. 3. Художественно – эстетическое развитие – познакомить с профессией художника, закрепить знания детей о книге, книжной иллюстрации. Развивать эмоционально – эстетические чувства детей. Воспитывать интерес к профессии художника. Бережное отношение к книге, к произведениям искусства. 4. Социально – коммуникативное развитие – воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам, воспитывать бережное отношение к книгам.
Материал: портреты художников Ю.Васнецова и Е.Чарушина, иллюстрации с их творчеством, иллюстрация с изображением ярмарки, игрушка Буратино, аудиозапись таинственной музыки.
Ход образовательной ситуации. Организационный момент: пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко…» (дети встают в круг). Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся! Улыбнемся всем игрушкам, Улыбнемся солнышку! Солнышко, солнышко! Погуляй у речки, Солнышко, солнышко! Разбросай колечки! Мы колечки соберем, Золоченые возьмем. На носочки встанем, И друзьям подарим!
В. Ребята, посмотрите, что это за выставка? Что здесь? ( книги) – Ребята, а кто из вас знает загадку про книгу? «Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита» ( книга) В. Книга – наш большой друг и помощник. Из книг мы узнаем много нового и интересного. А какие книги вам больше всего нравятся с картинками или без? Сюрпризный момент – мотивация в гости приходит Буратино. Б. Здравствуйте , ребята! А что это вы делаете? ( дети рассказывают Буратино про свою выставку).Я тоже очень люблю читать книги. Но больше всего я люблю рассматривать картинки, они такие красивые и интересные. Только не понимаю, почему в разных книжках картинки не похожи, то они сказочные, то, как будто настоящие, и кто же их рисует? .Может быть вы мне поможете разобраться?. Воспитатель и дети отвечают: Хорошо, Буратино, конечно мы тебе поможем. Ребята, скажите кто рисует картинки в книжках? Б. Я знаю, это художник!. В. Не совсем, так. Этот художник рисует не картины, а иллюстрации – это книжная графика. Поэтому его называют художник – иллюстратор. Повторите ребята и ты Буратино. А чтобы поближе с ними познакомиться давайте отправимся на выставку двух замечательных художников – иллюстраторов Юрия Алексеевича Васнецова и Евгения Ивановича .Чарушина. Давайте наденем с вами волшебные очки. ( Дети имитируют движения, закрывают глаза, звучит таинственная музыка). В. Открывайте свои глазки , посмотрите на стенд. Это Евгений Иванович Чарушин - писатель и художник - большой друг зверей и птиц. Родился Евгений Иванович в Вятке. Всё своё детство он провёл в лесном крае. Ещё совсем ребёнком вместе с отцом он часто бывал в лесу, бродил по полям, наблюдая повадки зверей и птиц. Дома у него всегда жили кошки, собаки, кролики, утки. Вместе с родителями маленький Женя ухаживал за животными, лечил их, спасал от беды. Мальчик внимательно наблюдал за поведением и привычками животных. Все в их жизни было ему интересно. Позднее, когда он вырос и стал художником, то начал писать рассказы о животных и рисовать их. Больше всего Евгений Иванович любил рисовать детёнышей животных. Посмотрите на эту иллюстрацию – кто здесь? Д. Волченок. В. Правильно, маленький волчонок. Он похож на щенка, но это будущий волк. Что вы можете сказать про волчонка? Какой он? (маленький, серенький, мохнатенький, одинокий, грустный, несмышленый, и т.д.) Как вы думает а почему он грустный? ( его мама ушла на охоту, и он остался один, ему стало страшно). Хотелось бы пожалеть его и успокоить? ( да). А как вы думаете, что будет дальше? ( ответы детей 2-3 чел.) В. Кто же изображен на следующей иллюстрации? (котенок). Его зовут Тюпа. Он чем то очень занят? Что он делает? Д. Ловит птиц. В. Расскажите, какой котенок? ( маленький, пушистый, неуклюжий). В. Обратите, внимание зверята, у Чарушина изображены всегда в движении: бегают, прыгают, играют, и т.д. Что делает волчишко? Что делает котенок?. Рисовал Е.И.Чарушин своих животных карандашом и красками. То сильнее нажимая карандашом, то еле касаясь бумаги. Поэтому мех у животных пушистый, то светлее, то темнее. Посмотрите внимательно на них и скажите какие цвета использовал художник изображая животных? (натуральные – серые, белые, коричневые,др.) В. Правильно, он использовал натуральные цвета, такие как в жизни, в природе. Посмотрите, какие они трогательные, беспомощные и интересные. Рисунки Евгения Ивановича ни спутаешь ни с чьими другими. Все его звери нарисованы как живые. Нарисованные им волчата, котята, лисята, зайчата вызывают чувство нежности. Они как будто живые, так и хочется погладить их пушистую шерстку. Ребята, вы заметили, что главные герои рисунков Е.И.Чарушина только звери и птицы? Художников, которые рисуют только зверей и птиц называют анималистами, от латинского слова «анимал», что означает «животное». Поэтому Е.И.Чарушина можно назвать художником-анималистом. В. Как называют художников рисующих только зверей и птиц? (инд. и кол. ответы) А теперь, давайте немного поиграем. У меня то-же в руках маленькая пушистая мышка. Вот с ней мы и поиграем. Проговаривание чистоговорки. Снятие речевых зажимов. Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь не спишь». мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». В. Хорошо. А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем. /Физкультминутка/ Мы проверили осанку И свели лопатки. Мы походим на носках А потом на пятках Пойдем мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька – трусишка, И как серый волк – волчишко, Посидим, как олененок, И продолжим путь. В. А теперь посмотрите на этот стенд. На этой фотографии вы видите замечательного художника Юрия Алексеевича Васнецова. Родился художник тоже в Вятке — старинном русском городе, где весной всегда устраивали шумные ярмарки ( показ картинки с изображением ярмарки). Здесь можнобыло увидеть практически все игрушки, какие только существовали на тот момент: глиняные дымковские, тряпичные...
Сколько у него этажей ? ( три) Правильно, три. Что мы видим на первом этаже – вход с полукруглыми дверями и двумя маленькими окошечками. А что на втором этаже? - Большое окно, из которого смотрит малыш, он играет в ладушки, а над ним летают птички, малыш им радуется. А окно то какое расписное, и ставни желтые, все узорами разрисованы, по углам цветочки красуются. Есть еще и третий этаж – под самой крышей. Здесь есть оконце в самом центре и цветочки по бокам нарисованы. А на самом верху солнышко с лучиками, только сделано оно из дерева, и птички не простые, а деревянные – таких птичек делают, чтобы еще лучше украсить дом. А вся страничка какого цвета? ( красная) На красном фоне очень нарядно смотрится светло – фиолетовый домик с бело – желтыми узорами. Вокруг теремка деревья и трава зеленого цвета, они с необычными круглыми листочками – баранками. Вот какой интересный домик придумал художник. В. А вот другой сказочный домик. Кто в нем живет? ( два котика, собачка и петушок). Посмотрите у каждого из них своя комнатка. Где живут котики и собачка? ( внизу). А петушок? (наверху). У этого домика стены деревянные, а крыша соломенная. Картинка ярко – голубого сочного цвета. Рядом с домиком вербочки с пушистыми белыми шариками. На крышах сидят птички, только прилетели из теплых краев, для них сделаны домики – скворечники. На земле светлая молодая травка и первые весенние цветочки. Посмотрите, животные одеты в одежду. Так художник хотел передать их характер и настроение. Ребята, обратите внимание на наряды героев, на дивные узоры, которыми украшены домики, на волшебную красоту цветов и деревьев. Художник использует кружочки, волнистые линии, цветочки для украшения иллюстрации, краски использует яркие, сочные. В. А теперь давайте поиграем в игру «Угадай кА!» . Посмотрите на эти две иллюстрации и отгадайте какую нарисовал Евгений Чарушин , а какую Юрий Васнецов? ( дети рассматривают и объясняют свой выбор). В. Теперь вы знаете, ребята, что профессия художник - иллюстратора очень важна, она делает книгу интересной, любимой, запоминающейся. В. Ребята, выставка закрывается и нам пора возвращаться. Где наши очки? ( Дети закрывают глаза и представляют, что возвращаются домой). Вот мы и дома. Где мы с вами сегодня побывали? (на выставке) С кем познакомились? ( С художниками – иллюстраторами Ю.Васнецовым и Е.Чарушиным). Ну что Буратино теперь ты узнал, кто рисует картинки в книжках и почему все картинки в книжках разные? Б. Да ! Спасибо ребята! Я побегу расскажу своим друзьям о том, чему вы меня научили! До свидания!.
30 ноября 2017 в 02:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.