Сайт Фомиченко Ольги Анатольевны воспитателя детского сада №2 "Солнышко", с. Малые Дербеты.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Путешествие в прошлое ложки».

Конспект НОД в  подготовительной группе на тему: «Путешествие в прошлое ложки».

Цель: Развивать устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете — ложке, развивать самостоятельность, инициативу и творчество в познавательно- исследовательской деятельности.

Задачи:

Познавательно развитие:

Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения ложки, с процессом ее преобразования человеком; дать представления о разнообразии ложек ( разные по размеру, форме, цвету, материалам); конкретизировать знания о свойствах разных материалов ( легкий – тяжелый, гнется – не гнется, тонет – не тонет, притягивается магнитом – не притягивается).

Развивающие: развивать познавательный интерес к скрытым свойствам материалов ( дерево, металл, стекло, керамика, пластмасса, алюминий); развивать внимание, память, ассоциативное мышление, воображение.

Воспитательные:  воспитывать интерес к истории.

Речевое  развитие:

Образовательные: Учить самостоятельно высказывать свои суждения; учить детей в словообразовании, обогащать словарный запас детей ( резьба по дереву, алюминий, ложкари)

Развивающие:  развивать диалогическую речь; развивать умение самостоятельно рассуждать, высказывать свое мнение. 

Воспитательные: воспитывать умение слушать других.

Социально – коммуникативное  развитие:

Образовательные: Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми.

Развивающие: развивать умение делиться своим  замыслом, делиться советом.

Воспитательные: воспитывать умение оказывать дружескую помощь, уверенность в своих силах.

Художественно – эстетическое  развитие:

Образовательные: Учить проявлять инициативу и самостоятельность в подборе материала, использовании разнообразных средств выразительности.

Развивающие: Развивать эстетический вкус, творческий подход к деятельности; развивать технические навыки работы с разнообразными инструментами и материалами ( ножницы, бумага, пластилин, краски, карандаши); развивать умение сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.

Воспитательные: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, воспитывать навыки сотрудничества, ответственности, аккуратности.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественно-эстетическое развитие.

Материал: сундучокпалочки, камни, ракушки,  коллекция ложек из разных материалов, ноутбук, презентация: «Путешествие в прошлое ложки»; карточки – схемы для проведения экспериментальной деятельности, магнит, ёмкость с водой, музыкальная запись народной музыки, пластмассовые ложки на каждого ребёнка, гофрированная бумага, цветная бумага, карандаши, краски,  пластилин для самостоятельной работы, ножницы, клей, салфетки. 

Предварительная работа: 

рассказы об истории ложек с подбором иллюстраций; рассматривание  ложек, применяемых в быту; подбор стихов, загадок, пословиц, посвященных ложкам; опытно – экспериментальная деятельность с водой, магнитом.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

 Воспитатель: Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, побежит тепло по кругу, очень рады мы друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и каждый поздоровается со своим соседом, называя его ласковым именем.


Воспитатель:.  Посмотрите, какой красивый у меня сундучок. А что в нем вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.

Дети: Ложка!
Воспитатель: Правильно, ребята это ложка. ( открывает сундучок показывает)

Воспитатель: Ребята, для чего человеку нужна ложка?

( Ответы детей).

Воспитатель:. Молодцы, оказывается, ложка- очень важный предмет. И без него невозможно обойтись. Ложка предназначена для переноса жидкой и полужидкой пищи; её можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварёшки.

Ложка — труженик простой,

Кран подъёмный городской,

Набирай скорей на ложку

Кашу, суп или картошку.

Поднимай скорее грузы,

Отправляй их прямо в рот.

Доедай всё сам до крошки,

Чтоб быстрей бежали ножки,

Чтоб росли скорей ребятки

Словно овощи на грядке.

Воспитатель:  А кто – нибудь из вас задумывался, когда  и  как появилась эта незаменимая помощница?
( ответы детей)

Воспитатель: А хотите ли вы об этом узнать?

Дети: Да.

Воспитатель:.  А как мы это можем сделать?  ( предположения детей). А  сегодня  я хочу вам предложить отправится  в путешествие по реке времени в прошлое ложки, и узнаем как появился этот необходимый предмет. Закроем глазки и послушаем,  как шумит река, относит нас далеко, далеко.

Воспитатель:  Смотрите куда мы с вами попали,  в самые древние времена, когда люди ели мясо руками. ( слайд 2).

Но однажды человек выронил горячий кусок мяса, который упал на острую палочку. Человек поднял кусок мяса за палочку и понял, что с палочки есть удобнее. С тех пор люди стали пользоваться  палочками. ( слайд 3) Как вы думает удобно ли было есть суп палочкой? ( предположения детей, проведение эксперимента)

Палочкой суп не поешь, неудобно.

  Как вы думает из чего сделал человек самую первую ложку?  

Воспитатель:  Древний человек брал камень и долбил его другим острым камнем. Посмотрите, что у меня на столе? (камни).  Какие  они?  ( Дети обследуют камни, рассказывают об их свойствах – гладкие, шершавые, тяжелые).  ( слайд 4

Как вы думаете, удобно было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень тяжёлая, края у неё были неровные, и во время еды она обжигала рот.  

Воспитатель:  Постепенно люди поняли, что деревянные и глиняные ложки гораздо удобнее. Первые деревянные и глиняные ложки были  очень простые, без украшений. ( слайд 5)

Воспитатель: Люди,  живущие около морей,  использовали ракушки, которыми было удобно  загребать пищу. Позднее к ракушкам приделали ручки. Но такие ложки были достаточно хрупкими.  ( слайд 6) Что это? (Ракушки).  У вас есть вода. Давайте попробуем зачерпнуть ракушками воду. Вода льётся, выливается, руки мокрые, зачерпывается мало воды. А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? А почему? (Ответы детей) Края острые, неровные. А чего не хватает? (Ручки). ( проведение эксперимента удобно ли есть ракушкой)

Воспитатель: Там, где не было деревьев и глины, люди научились делать  ложки из костей и рога. Эти ложки были более гладкими и легкими и не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.  Например,  в  древнем Египте ложки вырезали из слоновой кости (Слайд  7).

Воспитатель: В Японии люди пользовались и пользуются до сих пор ложками-палочками, которые люди называют хаси (Слайд 8).

Воспитатель: Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей). На Руси ложку изготовили довольно рано. Простые русские люди с незапамятных времён ели щи да кашу деревянными ложками (Слайд №9).

Слайд 10 – Так выглядела старинная ложка, а это мастера ложечники.

Слайд 11 – Посмотрите, как делали деревянные ложки:
а) раскалывали полено на чурбаки,
б) разбивали чурбаки на мелкие чурочки – баклуши,
в) снимали все ненужное (сучки, неровности, горбыльки),
г) придавали ложке окончательную форму, украшали резьбой или узорами.

Воспитатель: Прошло время, и мастера-ложечники стали украшать ложки резьбой по дереву (Слайд № 12).

А короли и аристократы использовали серебряные (Слайд №13) и золотые ложки (Слайд №14).

Воспитатель: Время шло,  и вид ложки изменился, стал простым и удобным. Но на этом человек не останавливается, и материалы, из которых их делают, тоже меняются.  А еще есть ложки не простые, а подарочные, сувенирные. Их дарят или покупают  на память о каких – нибудь памятных местах, или событиях.( слайд 15, 16, 17, 18, 19, 20)

Воспитатель: Ребята, я знаю место, где находится очень много ложек.  Это место — музей ложек.   Самый большой музей ложек находится в городе Нытве. (Слайд № 21).

Воспитатель: А вы бы хотели побывать в музее ложек? ( ответы детей). Давайте произнесём волшебные слова:  «Раз, два, три  покружись и  в музее окажись» .

(Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столе  лежит большое количество разных ложек.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь ложек.  Какие они?. (Дети рассматривают ложки ).

Посмотрите, ребята, из какого только материала не изготавливают ложки!

Из металла – металлические

Из алюминия – алюминиевые

Из дерева – деревянные

Из пластмассы – пластмассовые

Из стекла – стеклянные

Из керамики – керамические

Из фарфора – фарфоровые.

Воспитатель:  А сейчас наиболее часто из какого материала изготавливают  ложки? Верно, современная ложка сделана из металла.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а чем ещё отличаются ложки друг от друга? (форма, размер, цвет, материал). А чем ещё?  А как мы можем узнать? ( провести эксперимент). Давайте пройдем в свою лабораторию и проведем несколько экспериментов с ложками, чтобы узнать,  чем же они похожи и чем  отличаются друг от друга. Но чтобы попасть туда нужно одеть специальную одежду.

( Дети одевают фартучки  и проходят в лабораторию).

Воспитатель: А провести опыты нам помогут карточки- схемы.

· 1 карточка с изображением воды. Что мы сможем узнать в этом опыте? ( Какие ложки тонут в воде, а какие нет).

 ОПЫТ С ВОДОЙ: Ложки одну за другой опускают в таз с водой и определяют, что две ложки  - из нержавеющей стали и алюминиевая утонули сразу,  а деревянная и  ложка из пластмассы держатся на поверхности воды.

Воспитатель: Как вы думаете, почему две ложки утонули? (Они тяжёлые). А почему плавают на поверхности две другие ложки? (Они лёгкие). А если ложки в воде ведут себя по-разному, они одинаковые? (Разные).

· 2 карточка с изображением магнита. Что мы можем узнать в этом опыте? ( Какие ложки магнит притягивает, а какие нет)

 ОПЫТ С МАГНИТОМ: Все ложки проверяют с помощью магнита. Делают выводы.

· 3 карточка с изображением силового движения. Что мы сможем узнать в этом опыте? ( Какой материал прочный)

 ОПЫТ С СИЛОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ: дети начинают сгибать ложки: алюминиевая – не гнется, пластмассовая  - сломалась, деревянная и металлическая – не гнутся. (Дети делают вывод, что прочные материалы дерево и металл.)

Воспитатель: В России мастера-ложечники изготавливали и расписывали разными узорами ложки (Слайд № 22), расписывали ложки как героев сказок (Слайд №23), и с помощью этих ложек люди показывали детям сказки.

Воспитатель: А еще ложки бывают не простые, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, но и играть и даже танцевать. Еще в старину ложки на Руси использовали, как музыкальный инструмент. Музыкантов, играющих на ложках, называют ложкарями. ( слайд 24)

Воспитатель:  Дети, а у вас бывает День рождения? Вы любите этот праздник? Почему? (Ответы детей). Ребята, я слышала, что оказывается День рождения бывает не только у людей, но и у предметов тоже. Давайте мы сегодня устроим День рождения ложке? (Ответы детей).

Воспитатель: А какой  день рождения  без музыки, может быть вы захотите сыграть на ложках небольшой музыкальный номер?

Воспитатель: Какими ложками мы будем играть? (деревянными)

 Ложки разные бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс пойдёт любой.
(Звучит народная музыка, дети играют на ложках).

 

Воспитатель: Какой замечательный подарок — концерт! Ребята, а когда у вас бывает День рождения вы,  приглашаете гостей? Вот и ложки на День рождения пригласили гостей. А кого же они  пригласили мы узнаем, поиграем в игру «Посуда». 

Игра с движением «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник (Надули животики, одна рука на поясе,

Очень важный, как начальник. другая изогнута, как носик).

Вот фарфоровые чашки- (приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни, разобьются.

Вот серебряные ложки- (тянутся вверх, руки смыкают над  головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос- (руки вытягивают перед собой в форме круга)

Он посуду нам принёс.

Воспитатель: Ребята, когда у вас бывает день рождения, то вы все одеваете красивую праздничную одежду и встречаете гостей. А  наши ложечки тоже хотят принарядиться  на  свой праздник, но у них нет нарядных платьев. До начала праздника осталось совсем мало времени. А как мы может  помочь  ложкам, стать  нарядными?

(Предложения детей).

Самостоятельная творческая деятельность детей: дети  выбирают из разного материала (цветная бумага, салфетки,  гофрированная  бумага) наряд для ложки и  изготавливают платье,  украшают лица ложечек ( пластилином, рисуют карандашом,  красками).  Дополняют свои работы другими предметами декора. Ставят ложечки  в хоровод.)

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться  домой в детский сад.  Дети закрывают глаза, слушают звуки волн, произносят слова: « Раз, два, три, вот и в группе мы!»

Воспитатель: Ребята, ничего не стоит на месте. Идёт время, и благодаря знаниям и умениям человека, всё вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы,  изменяется одежда. Сегодня мы увидели, как появилась и изменилась ложка — простой столовый прибор. Мы увидели, как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные красивые ложки.

Скажите, пожалуйста, что вам понравилось в нашем путешествии.

(Дети делятся  своими впечатлениями)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30 ноября 2017 в 02:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.