Сайт Фомиченко Ольги Анатольевны воспитателя детского сада №2 "Солнышко", с. Малые Дербеты.
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Путешествие в прошлое ложки».Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Путешествие в прошлое ложки».Цель: Развивать устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете — ложке, развивать самостоятельность, инициативу и творчество в познавательно- исследовательской деятельности. Задачи: Познавательно развитие: Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения ложки, с процессом ее преобразования человеком; дать представления о разнообразии ложек ( разные по размеру, форме, цвету, материалам); конкретизировать знания о свойствах разных материалов ( легкий – тяжелый, гнется – не гнется, тонет – не тонет, притягивается магнитом – не притягивается). Развивающие: развивать познавательный интерес к скрытым свойствам материалов ( дерево, металл, стекло, керамика, пластмасса, алюминий); развивать внимание, память, ассоциативное мышление, воображение. Воспитательные: воспитывать интерес к истории. Речевое развитие: Образовательные: Учить самостоятельно высказывать свои суждения; учить детей в словообразовании, обогащать словарный запас детей ( резьба по дереву, алюминий, ложкари) Развивающие: развивать диалогическую речь; развивать умение самостоятельно рассуждать, высказывать свое мнение. Воспитательные: воспитывать умение слушать других. Социально – коммуникативное развитие: Образовательные: Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми. Развивающие: развивать умение делиться своим замыслом, делиться советом. Воспитательные: воспитывать умение оказывать дружескую помощь, уверенность в своих силах. Художественно – эстетическое развитие: Образовательные: Учить проявлять инициативу и самостоятельность в подборе материала, использовании разнообразных средств выразительности. Развивающие: Развивать эстетический вкус, творческий подход к деятельности; развивать технические навыки работы с разнообразными инструментами и материалами ( ножницы, бумага, пластилин, краски, карандаши); развивать умение сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности. Воспитательные: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, воспитывать навыки сотрудничества, ответственности, аккуратности. Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественно-эстетическое развитие. Материал: сундучок, палочки, камни, ракушки, коллекция ложек из разных материалов, ноутбук, презентация: «Путешествие в прошлое ложки»; карточки – схемы для проведения экспериментальной деятельности, магнит, ёмкость с водой, музыкальная запись народной музыки, пластмассовые ложки на каждого ребёнка, гофрированная бумага, цветная бумага, карандаши, краски, пластилин для самостоятельной работы, ножницы, клей, салфетки. Предварительная работа: рассказы об истории ложек с подбором иллюстраций; рассматривание ложек, применяемых в быту; подбор стихов, загадок, пословиц, посвященных ложкам; опытно – экспериментальная деятельность с водой, магнитом. Ход НОД: 1. Организационный момент. Воспитатель: Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, побежит тепло по кругу, очень рады мы друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и каждый поздоровается со своим соседом, называя его ласковым именем.
Воспитатель: Ребята, для чего человеку нужна ложка? ( Ответы детей). Воспитатель:. Молодцы, оказывается, ложка- очень важный предмет. И без него невозможно обойтись. Ложка предназначена для переноса жидкой и полужидкой пищи; её можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварёшки. Ложка — труженик простой, Кран подъёмный городской, Набирай скорей на ложку Кашу, суп или картошку. Поднимай скорее грузы, Отправляй их прямо в рот. Доедай всё сам до крошки, Чтоб быстрей бежали ножки, Чтоб росли скорей ребятки Словно овощи на грядке. Воспитатель: А кто – нибудь из вас задумывался, когда и как появилась эта незаменимая помощница?
Воспитатель: А хотите ли вы об этом узнать? Дети: Да. Воспитатель:. А как мы это можем сделать? ( предположения детей). А сегодня я хочу вам предложить отправится в путешествие по реке времени в прошлое ложки, и узнаем как появился этот необходимый предмет. Закроем глазки и послушаем, как шумит река, относит нас далеко, далеко. Воспитатель: Смотрите куда мы с вами попали, в самые древние времена, когда люди ели мясо руками. ( слайд 2). Но однажды человек выронил горячий кусок мяса, который упал на острую палочку. Человек поднял кусок мяса за палочку и понял, что с палочки есть удобнее. С тех пор люди стали пользоваться палочками. ( слайд 3) Как вы думает удобно ли было есть суп палочкой? ( предположения детей, проведение эксперимента) Палочкой суп не поешь, неудобно. Как вы думает из чего сделал человек самую первую ложку? Воспитатель: Древний человек брал камень и долбил его другим острым камнем. Посмотрите, что у меня на столе? (камни). Какие они? ( Дети обследуют камни, рассказывают об их свойствах – гладкие, шершавые, тяжелые). ( слайд 4) Как вы думаете, удобно было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень тяжёлая, края у неё были неровные, и во время еды она обжигала рот. Воспитатель: Постепенно люди поняли, что деревянные и глиняные ложки гораздо удобнее. Первые деревянные и глиняные ложки были очень простые, без украшений. ( слайд 5) Воспитатель: Люди, живущие около морей, использовали ракушки, которыми было удобно загребать пищу. Позднее к ракушкам приделали ручки. Но такие ложки были достаточно хрупкими. ( слайд 6) Что это? (Ракушки). У вас есть вода. Давайте попробуем зачерпнуть ракушками воду. Вода льётся, выливается, руки мокрые, зачерпывается мало воды. А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? А почему? (Ответы детей) Края острые, неровные. А чего не хватает? (Ручки). ( проведение эксперимента удобно ли есть ракушкой) Воспитатель: Там, где не было деревьев и глины, люди научились делать ложки из костей и рога. Эти ложки были более гладкими и легкими и не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками. Например, в древнем Египте ложки вырезали из слоновой кости (Слайд 7). Воспитатель: В Японии люди пользовались и пользуются до сих пор ложками-палочками, которые люди называют хаси (Слайд 8). Воспитатель: Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей). На Руси ложку изготовили довольно рано. Простые русские люди с незапамятных времён ели щи да кашу деревянными ложками (Слайд №9). Слайд 10 – Так выглядела старинная ложка, а это мастера ложечники. Слайд 11 – Посмотрите, как делали деревянные ложки:
Воспитатель: Прошло время, и мастера-ложечники стали украшать ложки резьбой по дереву (Слайд № 12). А короли и аристократы использовали серебряные (Слайд №13) и золотые ложки (Слайд №14). Воспитатель: Время шло, и вид ложки изменился, стал простым и удобным. Но на этом человек не останавливается, и материалы, из которых их делают, тоже меняются. А еще есть ложки не простые, а подарочные, сувенирные. Их дарят или покупают на память о каких – нибудь памятных местах, или событиях.( слайд 15, 16, 17, 18, 19, 20) Воспитатель: Ребята, я знаю место, где находится очень много ложек. Это место — музей ложек. Самый большой музей ложек находится в городе Нытве. (Слайд № 21). Воспитатель: А вы бы хотели побывать в музее ложек? ( ответы детей). Давайте произнесём волшебные слова: «Раз, два, три покружись и в музее окажись» . (Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столе лежит большое количество разных ложек.) Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь ложек. Какие они?. (Дети рассматривают ложки ). Посмотрите, ребята, из какого только материала не изготавливают ложки! Из металла – металлические Из алюминия – алюминиевые Из дерева – деревянные Из пластмассы – пластмассовые Из стекла – стеклянные Из керамики – керамические Из фарфора – фарфоровые. Воспитатель: А сейчас наиболее часто из какого материала изготавливают ложки? Верно, современная ложка сделана из металла. Воспитатель: Ребята, посмотрите, а чем ещё отличаются ложки друг от друга? (форма, размер, цвет, материал). А чем ещё? А как мы можем узнать? ( провести эксперимент). Давайте пройдем в свою лабораторию и проведем несколько экспериментов с ложками, чтобы узнать, чем же они похожи и чем отличаются друг от друга. Но чтобы попасть туда нужно одеть специальную одежду. ( Дети одевают фартучки и проходят в лабораторию). Воспитатель: А провести опыты нам помогут карточки- схемы. · 1 карточка с изображением воды. Что мы сможем узнать в этом опыте? ( Какие ложки тонут в воде, а какие нет). ОПЫТ С ВОДОЙ: Ложки одну за другой опускают в таз с водой и определяют, что две ложки - из нержавеющей стали и алюминиевая утонули сразу, а деревянная и ложка из пластмассы держатся на поверхности воды. Воспитатель: Как вы думаете, почему две ложки утонули? (Они тяжёлые). А почему плавают на поверхности две другие ложки? (Они лёгкие). А если ложки в воде ведут себя по-разному, они одинаковые? (Разные). · 2 карточка с изображением магнита. Что мы можем узнать в этом опыте? ( Какие ложки магнит притягивает, а какие нет) ОПЫТ С МАГНИТОМ: Все ложки проверяют с помощью магнита. Делают выводы. · 3 карточка с изображением силового движения. Что мы сможем узнать в этом опыте? ( Какой материал прочный) ОПЫТ С СИЛОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ: дети начинают сгибать ложки: алюминиевая – не гнется, пластмассовая - сломалась, деревянная и металлическая – не гнутся. (Дети делают вывод, что прочные материалы дерево и металл.) Воспитатель: В России мастера-ложечники изготавливали и расписывали разными узорами ложки (Слайд № 22), расписывали ложки как героев сказок (Слайд №23), и с помощью этих ложек люди показывали детям сказки. Воспитатель: А еще ложки бывают не простые, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, но и играть и даже танцевать. Еще в старину ложки на Руси использовали, как музыкальный инструмент. Музыкантов, играющих на ложках, называют ложкарями. ( слайд 24) Воспитатель: Дети, а у вас бывает День рождения? Вы любите этот праздник? Почему? (Ответы детей). Ребята, я слышала, что оказывается День рождения бывает не только у людей, но и у предметов тоже. Давайте мы сегодня устроим День рождения ложке? (Ответы детей). Воспитатель: А какой день рождения без музыки, может быть вы захотите сыграть на ложках небольшой музыкальный номер? Воспитатель: Какими ложками мы будем играть? (деревянными) Ложки разные бывают,
Воспитатель: Какой замечательный подарок — концерт! Ребята, а когда у вас бывает День рождения вы, приглашаете гостей? Вот и ложки на День рождения пригласили гостей. А кого же они пригласили мы узнаем, поиграем в игру «Посуда». Игра с движением «Посуда». Вот большой стеклянный чайник (Надули животики, одна рука на поясе, Очень важный, как начальник. другая изогнута, как носик). Вот фарфоровые чашки- (приседают, одна рука на поясе) Очень хрупкие бедняжки. Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг) Только стукни, разобьются. Вот серебряные ложки- (тянутся вверх, руки смыкают над головой) Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос- (руки вытягивают перед собой в форме круга) Он посуду нам принёс. Воспитатель: Ребята, когда у вас бывает день рождения, то вы все одеваете красивую праздничную одежду и встречаете гостей. А наши ложечки тоже хотят принарядиться на свой праздник, но у них нет нарядных платьев. До начала праздника осталось совсем мало времени. А как мы может помочь ложкам, стать нарядными? (Предложения детей). Самостоятельная творческая деятельность детей: дети выбирают из разного материала (цветная бумага, салфетки, гофрированная бумага) наряд для ложки и изготавливают платье, украшают лица ложечек ( пластилином, рисуют карандашом, красками). Дополняют свои работы другими предметами декора. Ставят ложечки в хоровод.) Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться домой в детский сад. Дети закрывают глаза, слушают звуки волн, произносят слова: « Раз, два, три, вот и в группе мы!» Воспитатель: Ребята, ничего не стоит на месте. Идёт время, и благодаря знаниям и умениям человека, всё вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется одежда. Сегодня мы увидели, как появилась и изменилась ложка — простой столовый прибор. Мы увидели, как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные красивые ложки. Скажите, пожалуйста, что вам понравилось в нашем путешествии. (Дети делятся своими впечатлениями)
30 ноября 2017 в 02:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.